рефлексы новорожденного в психологии

Виды рефлексов и методы их определения

Рефлекс – реакция, которая возникает в ответ на раздражение рецепторов в какой-либо рефлексогенной зоне. Рефлексы дают представление о состоянии различных отделов нервной системы человека. Исследование рефлексов заключается в определении их характера, равномерности, симметричности. Рефлексы могут быть живыми. Может отмечаться гипореф-лексия, гиперрефлексия (с расширенной рефлексогенной зоной), арефлексия (отсутствие рефлексов). Рефлексы делятся на глубокие, или проприоцептив-ные (сухожильные, надкостничные, суставные), и поверхностные (кожные, со слизистых оболочек).

Глубокие рефлексы возникают при перкуссии молоточком по сухожилию или надкостнице. В результате наблюдается двигательная реакция соответствующих групп мышц. На верхних конечностях в норме определяются следующие рефлексы: рефлекс с сухожилия двуглавой мышцы плеча, с сухожилия трехглавой мышцы плеча и карпорадиальный рефлекс.

Кожные рефлексы возникают при штриховом раздражении определенной кожной зоны ручкой неврологического молоточка. Выделяют брюшные рефлексы: верхний (возникает при раздражении кожи живота вдоль нижнего края реберной дуги), средний (возникает при р

Источник

Сохраняется до 3 месяцев. Если вы гладите уголки рта малыша, он опускает губы и поворачивает головку в сторону раздражителя - таким образом вы можете стимулировать его повернуть голову в ту сторону, куда вам требуется.

Если постучать пальцем по верхней губке ребенка, в ответ произойдет сокращение мускулатуры, и губки сложатся, как хоботок. К 3-4 месяцам этот рефлекс угаснет.

При надавливании на ладошку ребенок открывает рот, он может согнуться до пояса, наклонить шею. К 3 месяцам рефлекс угасает.

Вложите свой палец в ладонь ребенка - в ответ он сильно сожмет его и даже может слегка подтянуться, удерживая на весу свое тело. Во время сосания рефлекс усиливается - малыш крепко держит ручками грудь или бутылочку с едой.

Этот рефлекс не угасает; к 4-5 месяцам он сменяется осознанными действиями: ребенок хватает игрушки, пальцы ваших рук, вцепляется в волосы. Затем начинает удерживать предметы и игрушки, перекладывать их из одной руки в другую.

Может, у него снижен тонус мышц или, наоборот, кулачки так сжаты, что пальчики не раскрываются, и малыш не может взять игрушку. В таком случае помогут как раз массаж и гимнастика.

Он близок к хватательному рефлексу. Ребенок крепко держится за пальцы взрослого, его можно даже приподнять. Хорошая выраженность обоиз рефлексов способствует быстрому развитию мышечной силы в руках.

Нажмите на переднюю часть подошвы новорожденного - в ответ он согнет пальчики. Этот рефлекс исчезает к 9-11 месяцам, но может сохраняться и до года.

Если вы включите яркий свет и попробуете потянуть на себя край пеленки, лежащей под головкой ребенка, он раскрывает ручки, растопыривает пальчики, затем снова скрещивает ручки на груди. И так может повторить несколько раз. Рефлекс сохраняется до 3-4 месяцев, а после 4 месяцев угасает.

Положите новорожденного на животик и пощекотите пальцем спинку вдол

Источник

Азбука здоровья

Рефлексы новорожденного

Не смотря на кажущуюся беспомощность новорожденный малыш обладает целым арсеналом врожденных умений – рефлексов помогающих ему выжить и приспособиться к так резко поменявшимся условиям.

Некоторые из этих рефлексов останутся с ним на всю жизнь, (роговичный - проявляющийся при легком касании роговицы глаза, глотательный и многие другие) некоторые пробудут лишь 2 –3 месяца, но, не смотря на такой короткий срок своей «жизни» эти рефлексы являются очень важными для крохи. По наличию рефлекса, степени его выраженности можно судить о развитии крохи, выяснить нет ли у него отклонений. Давайте же рассмотрим некоторые из них.

Сосательный рефлекс проявляется у ребенка в ответ на любое значимое раздражение ротовой полости - будь то помещение в нее соска груди матери, соски-пустышки, медицинского шпателя и т.п. Малыш тут же приступает к ритмичным сосательным движениям. Этот важнейший рефлекс присутствует уже у новорожденного (для недоношенных детей он является критерием зрелости) и сохраняется обычно весь первый год жизни.

Хоботковый рефлекс - выпячивание губ малыша в виде своеобразного "хоботка" в ответ на быстрое отрывистое прикосновение к ним пальцев взрослого. Рефлекс обусловлен автоматическим сокращением круговой мышцы рта ребенка - одного из важнейших "сосательных" мускулов. Обычно хоботковый рефлекс сохраняется в течение первых 2-3 месяцев жизни, затем угасает.

Поисковый рефлекс Куссмауля - еще один оральный рефлекс, свойственный новорожденным. Осторожное, нежное поглаживание пальцем взрослого области угла рта малыша, последний начинает активно "искать" материнскую грудь: при этом нижняя губа опускается, "тянется" в сторону раздражителя, туда же отклоняется и язык малыша. Важный момент: при проверке этого рефлекса не стоит прикасаться к губам ребенка (получ

Источник

Рефлексы новорожденных и детей до года. Какими они бывают и о чем могут рассказать?

С рождением малыша в жизни женщины многое меняется. Отчасти, каждый новый день, проведенный вместе с ребенком, дарит ей множество новых открытий.

Вот, малыш улыбнулся, и маме уже кажется, что он это делает вполне осмысленно. Вот он сжимает ладошкой палец взрослого, и ей думается, что он показывает свое доверие.

Но на самом деле в столь нежном возрасте большую часть действий новорожденного следует отнести на счет рефлексов. Что это такое, и какие могут быть рефлексы у новорожденных?

Что такое рефлексы?

Энциклопедическое определение рефлекса гласит, что это — реакция организма на какой-либо раздражающий объект, действие или состояние. Такая реакция закрепляется и впоследствии повторяется при аналогичных условиях.

Считается, что рефлекторная деятельность – основная для нервной системы человека. Она осуществляется при помощи рефлекторной дуги — маршрута прохождения нейронов в процессе действия рефлекса.

Существует несколько классификаций человеческих рефлексов. По сложности нейронной организации их делят на моносимпатические и полисимпатические.

А если взять за основу тип рецепторов, которыми осуществляется рефлекторная деятельность, то они могут быть экстрацептивными, то есть, имеющие внешнее проявление через зрение, слух, обоняние, интрацептивные (внутренних органов), а также проприоцептивные, то есть, те, которые затрагивают мышцы, суставы или связки.

Если говорить об условных рефлексах, то они являются результатом определенных действий со стороны человека. Такие рефлексы не передаются генетически, они возникают в процессе жизнедеятельности при определенных условиях, и могут исчезнуть, если эти условия убр

Источник

Тема 2: Психологические особенности новорожденного

2.1. Границы периода новорожденности

Новорожденность – это кратковременный период особых физиологических состояний, отражающих процесс приспособления ребенка к новым условиям среды (установление легочного дыхания, замена внутриутробного кровообращения внеутробным, начало функционирования пищеварительных органов, появление самостоятельной терморегуляции и др.). Вопрос же о границах новорождённости постоянно дискутируется. Физиологи на основе отпадения пуповины, аблитерации баталова протока и пупочной вены, набору первоначальной массы тела и подобных признаков называют верхней границей 6-7-й, 10-й, 20-21-й день и т.д. Физиологически этот период длится около трех не­дель, и незаметно, без резкой грани ребенок переходит ко второму младенческому периода.

Физиологические и психологические критерии возраста могут и совпадать. В психологии верхняя граница новорождённости попадает на конец первого—начало второго месяца жизни, когда наступает поворот в психическом развитии, связанный с изменением социальной ситуации развития. Этот поворот связан с появлением «комплекса оживления», т.е. с первой специфической реакцией ребенка на человека, которая включает в себя 4 ком­понента:

1) улыбка: первые улыбки могут фиксироваться на 1-ой неделе 2-го месяца жизни. В опытах М. И. Лисиной установлено, что с возрастом улыбка ребенка меняется. Первые улыбки легкие, с растягиванием рта, но без размыкания губ. Постепенно ребе­нок начинает улыбаться спокойно, с серьезной спокойной мимикой. В развитом «комплексе оживления» улыбка оживлен­ная, широкая, с открыванием рта и с оживленной мимикой;

у грудничка холодный лоб
Если наблюдается холодная голова у ребенка, нужно прощупать также его нос и конечности, чтобы определить, нарушен ли процесс терморегуляции или нет.

Приходя с малышом на осмотр к педиатру, родители довольно часто з

4) двигательные реакции, оживление: открывается «комплекс оживления» поворачиванием головки, скашиванием глазок на взрослого, слабыми движе

Источник

Врач, осматривающий новорожденного, обращает внимание на его безусловные рефлексы. Исследуя их, доктор получает важную информацию о деятельности центральной нервной системы и может оценить — норма это или отклонение от нормы.

Золотым правилом неврологии можно считать, что здоровый ребенок при рождении должен иметь полный набор физиологических рефлексов, которые исчезают к 3-4 месяцам. Патологией считается отсутствие их в период новорожденное™, а также задержка их обратного развития.

• Поглаживание в области угла рта вызывает у новорожденного опускание губы, облизывание рта и поворот головы в ту сторону, с которой проводится поглаживание.

• Надавливание на середину верхней губы вызывает рефлекторное приподнимание верхней губы кверху и разгибание головы.

• Прикосновение к середине нижней губы вызывает опускание губы, рот открывается, а голова ребенка производит сгибательное движение.

Поисковый рефлекс свидетельствует о сла5кенной работе глубоких структур мозга ребенка. Он безукоризненно вызывается у всех новорожденных и полностью должен исчезать к трехмесячному возрасту. Если этого не происходит, то требуется исключить патологию головного мозга.

В норме хоботковый рефлекс выявляется у всех здоровых новорожденных, и у всех он постепенно угасает к трехмесячному возрасту.

По аналогии с поисковым рефлексом, сохранение его у детей старше трехмесячного возраста является признаком возможной патологии головного мозга.

Сосательный рефлекс имеется у всех здоровых новорожденных и является отражением зрелости ребенка. Строгая координация механизма сосания слагается из взаимодействия пяти пар черепно-мозговых нервов.

вязание конверта для новорожденного мальчика крючком
Конверт для новорожденного до 6 месяцев связан спицами №4 и 5. Пряжа (50% шерсть и 50% акрил, 76 м/50 г) - 350 г синего, 150 г белого и 50 г голубого цветов. Схема вязния конверта для новорожденного спицами

Кофта

Этот забавный рефлекс вызывается так: нужно легко надавить большим пальцем на ладонь ребенка, и в ответ младенец поворачивает голову и открывает рот. После двух месяцев этот рефлекс снижается, а к трем —

Источник

Вопрос 2: Рефлексы новорожденного.

Новорожденность – единственный период в жизни человека, когда еще можно наблюдать в чистом виде природные, инстинктивные формы поведения. Поэтому понять, что дает ребенку природа, можно при исследовании именно этого возраста.

Младенец появляется на свет, имея определенный запас врожденных безусловных рефлексов, т.е. автоматических, непроизвольных ответов на определенные внешние раздражители. И хотя его нервная система еще далеко не сформирована, она готова приспосабливать организм к внешним условиям.

Среди врожденных рефлексов новорожденного есть функциональные, которые совершенно необходимы для его выживания во внешнем мире, помогая ребенку приспособиться к новым условиям жизни. Так, сразу после рождения включаются рефлексы, обеспечивающие дыхание и кровообращение. К этой же группе относятся так называемые защитные рефлексы, предохраняющие организм от опасных и слишком сильных воздействий. Так, сильное раздражение кожи (например, укол) вызывает отдергивание ручки или ножки ребенка; резкое увеличение яркости света вызывает сужение зрачка (зрачковый рефлекс); в ответ на мелькание света или дуновение воздуха малыш прищуривается или закрывает глаза (мигательный рефлекс). Эти рефлексы необходимы для физического выживания и сохраняются на протяжении всей жизни человека.

Важнейшим из функциональных рефлексов для новорожденного является сосательный рефлекс. Если коснуться каким-либо предметом (например, пальцем) рта младенца, он сразу начинает сосать его. А если коснуться его щеки, он повернет голову в сторону раздражителя и с открытым ротиком будет искать материнскую грудь. Это включается поисковый рефлекс. Данные рефлексы обеспечивают ребенку готовность к новому типу питания.

Однако далеко не все рефлексы новорожденного имеют жизненно важное приспособительное значение. Среди них есть и

Источник